Что такое олигофрения.

Олигофрения, как раньше называли умственную отсталость, представляет собой задержку или неполноценное развитие психики, вызванное поражением головного мозга и выражающееся нарушением интеллекта.

Олигофрения является врожденным или приобретенным в период раннего развития заболеванием. Причинами развития умственной отсталости могут быть: генетические отклонения, внутриутробные поражения плода, вследствие гипоксии или токсического отравления, глубокая недоношенность, осложненные роды, менингит, энцефалит и другие инфекции головного мозга, а также черепно-мозговые травмы в раннем детском периоде.

Проявления олигофрении различаются, в зависимости от степени снижения интеллекта. Ранее, согласно Международной классификации болезней, различали три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотию. Чтобы исключить навешивание социальных ярлыков, классификация степени олигофрении была заменена на: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Симптомы и признаки олигофрении.

Легкая степень умственной отсталости выражается слабовыраженным снижением познавательной функции, нарушением логики, рассеянностью внимания, скудной речью и ослабленной памятью. На обучение требуется больше времени, по сравнению со здоровыми детьми, но, при регулярности занятий, возможно добиться осознанного чтения, с пониманием прочитанного. При своевременном лечении и реабилитации, такие пациенты во взрослом возрасте адаптируются в социуме, работают и создают семьи. По международной классификации умственное развитие таких больных соответствует возрасту 9-12 лет.

При умеренной степени олигофрении более заметное снижение познавательной функции, речь односложная, кроме того наблюдается нарушение моторики и сопутствующие неврологические нарушения. Пациенты с таким диагнозом по умственному развитию соответствуют детям 6-9 лет, не всегда правильно понимаю то, что им говорят, их способности ограничиваются простым счетом и чтением элементарных текстов и вывесок. Могут выполнять простейшие виды работ по определенному алгоритму.

Пациенты с тяжелой формой умственной отсталости в лучшем случае могут научиться распознавать буквы, но не в состоянии их сложить в слова и уж тем более понять смысл прочитанного, имеют выраженные двигательные нарушения, плохо понимают речь. Такие пациенты не в состоянии самостоятельно приготовить пищу, сделать уборку в квартире или купить продукты, их интеллект соответствует возрасту 3-6 лет.

Глубокая форма олигофрении выражается в нарушении моторики, сенсорного восприятия, плохом понимании речи и жестов. Развитие интеллекта больных с таким диагнозом соответствует детям 2- 3 лет. Свои потребности и эмоции такие пациенты выражают с помощью невербальных средств. Как правило, такие пациенты находятся специальных домах престарелых, где для них созданы все условия для качественного ухода. Например здесь.

Чем сильнее умственная отсталость, тем раньше она выявляется. Легкая степень олигофрении может обнаружиться лишь к 17-18 годам, когда отставание от сверстников становится явным. Однако, чем раньше будут выявлены нарушения, тем больше шансов на восстановление, поэтому в случае возникновения каких-либо сомнений относительно психического развития ребенка следует проконсультироваться с психиатром. В зависимости от возраста ребенка врач использует для диагностики тест Бине, Векслера или другие и в случае обнаружения отклонений дифференцирует олигофрению от других психических заболеваний, например, таких как, шизофрения или детская деменция. Учитывая, что детский организм является очень податливым и пластичным, при своевременной реабилитации у детей с отставанием в психическом развитии зачастую происходит компенсация и они догоняют в развитии сверстников. Наиболее эффективным является лечение олигофрении до достижения пациентом пяти лет. Курсы ноотропных и сосудистых препаратов в этом возрасте способны сгладить проявления заболевания.

Для подбора препаратов и прогноза лечения, психиатры оценивают тип эмоциональных реакций пациента, или, как его еще называют тип дефекта.

Существует три типа дефекта. Основной тип характеризуется отсутствием нарушений поведения. Такие больные спокойны и уравновешены. Наиболее плодотворная работа врачей именно с такими пациентами, так как они добродушны, послушны и не стремятся выделяться. Дети с таким диагнозом вполне благополучно могут учиться в коррекционной школе и даже заниматься в спортивных секциях, а после окончания школы освоить несложную профессию.

Другим типом дефекта является возбудимый или эксплозивный. Такие пациенты отличаются неуравновешенностью психики, повышенной нервной возбудимостью и проявлением агрессии. В связи с этим, у них затруднена адаптация в обществе, они легко поддаются чужому влиянию, часто убегают из дома, становятся зависимыми от алкоголя. Таким пациентам для понижения уровня агрессии и коррекции поведения врач назначает нейролептики.

Третьим типом пациентов являются астенические больные. Они очень ранимы, слабы и слезливы. У них заторможенная нервная система и часто требуется стимуляция, в том числе медикаментозная.

Независимо от того, какая форма олигофрении у пациента и какой у него тип дефекта психики, основной задачей является его адаптация в обществе и обучение бытовым навыкам.

Лечением таких больных занимается  врач-психиатр.